§4. Нужно ли заниматься микробизнесом?

Предприниматели, которые запустили бизнес исходя только из размера потенциального рынка, как ваши дела?

Дайте совет, стоит ли сделать свой Гугл? У них же рынок большой?

Ладно, если серьезно…

Нет ли преимуществ выбирать ту идею, что является выгодной по соотношению Профита к Усилиям. Ведь на вашем огромном рынке может быть огромная конкуренция (очевидно!). А если ее там нет сейчас — то это наверное и не случайно! И единственное, чем вы по факту займетесь — это гонкой вооружений (инвестиций) и скидочным мазохизмом (работаем в убыток, в надежде на LTV клиента). Огромный рынок может быть теоретически большим и лишь при определенных условиях входа.

То есть в дело вступает Неопределенность. Поэтому привлекательность бизнеса = Вероятность успеха × Профит ÷ Усилия.

Какова вероятность того, что вы сделаете новую успешную социальную сеть? Клабхаус уже начали обгонять? Почему он попал в СМИ, в твиты Илона Маска, но не попал в повестку каждого человека на каждый день? Насколько высока вероятность того, что Клабхаус доберет максимальный охват? А ведь у них уже больше, чем просто идея… А по факту еще вагон работы для достижения такой цели.

Вопрос в том числе про новый агрегатор какой-нибудь очередной услуги, про новую технологию обучения онлайн, инновационную школу изучения английского языка и про захват денежного мира по всем человеческим потребностям.

Вывод таков, что большинству начинающих предпринимателей не нужен большой рынок сам по себе. Между тем есть аргументы за микро бизнес: 1) идей маленького бизнеса больше, а реализация в среднем проще и быстрее, 2) имея в обороте маленький бизнес и наработанную практику можно отправиться To The Moon, а имея гениальные мысли о большом бизнесе и нулевую оборотку можно стать инфобизнесменом.

Поэтому я считаю, что нужно не ориентироваться на гигантов бизнеса, а пойти и для начала сделать что-нибудь реальное. Это инвестиция в построение большого бизнеса.